redis: (Default)
redis ([personal profile] redis) wrote2023-09-11 12:15 pm

О частной цензуре - 2

Четыре года назад в Риге торговый центр запретил торговать майками с портретами российского вождя.

Я тогда поднял вопрос цензуры частных фирм и ее потенциальной опасности, отталкиваясь от этого примера в сторону других, куда более актуальных и непротивных - например, цензуры в латвийских русских книжных магазинах или, самое заметное, всемирных соцсетях.

Меня убеждали, что ничего страшного нет, есть другие торговые центры, можно создать свою торговую и написать свою социальную сеть.

(Вообще, забавно, конечно, какие темы волновали рижан всего каких-то четыре года назад. Верните меня туда!)

Но зато теперь у нас есть пример частной цензуры, прямо приводящей к гибели людей - случай Илона Масковского, запрещающего топить российский флот, обстреливающий украинские города.

Не буду говорить ему спасибо за этот пример.

Ну и конечно, да, не устраивают услуги Старлинка - создай свой
harrier_bird: (Default)

[personal profile] harrier_bird 2023-09-12 07:57 am (UTC)(link)
Чей контроль?

А если у этого кого-то свои странные представления о добре и зле — кто будет контролировать этого контролера? Я уж молчу о том, кто определяет странность этих представлений, это отдельная большая тема.

В случае частников всё просто. Репутация, ограниченные ресурсы частника, максимально зависящие от мнения общества, от репутации человека.

Распространено представление, что у человека есть некое большое богатство, и это типа Вообще Всё. Нет, имеет значение постоянство потока этого богатства, а не фиксированные сундуки с золотом. Как правило, все большие деньги богатых людей — это стоимость их активов. То есть, тех самых средств производства.

В государства, которое ты хочешь подать как идеально этического бога, нету вообще никаких ограничений. Как у системы нету, так нету и у конкретных людей, принимающих неверное решение. Исключения за многие десятилетия — единичные по всему миру. Какой-нибудь там Хуссейн, или ещё какой гослидер, вступивший в конфликт со всем миром, и показательно уничтоженный. Остальные тысячи чиновников, избираемых и назначаемых, просто теряют свою должность, а то и переводятся в другое место.